вторник, 16 октября 2012 г.

Как «Пенсия» на вкус? БоЮ Янлаоцзы


Сегодня знакомимся с довольно интересным образцом: кирпичик шу пуэра от завода БоЮ под названием Янлаоцзы, что наши чаеторговцы переводят как «Пенсионный», а в народе к нему прилипло ласковое «Пенсия».
Несколько слов о производителе. БоЮ – пэурный, частный мэнхайский завод, что уже настраивает любителей пуэра на определенную частоту. БоЮ - пример громкого чайного стартапа. Основанный крупной (нечайной) компанией весной 2005 года, к 2007му он уже был в топ "10 известнейших производителей чая пуэр". Как? БоЮ, благодаря мощным инвестициям и благоприятной ситуации на рынке на момент выхода на него, сумел сразу получить доступ к отличному сырью и привлечь к сотрудничеству высококлассных специалистов, в т.ч. знаменитого технолога и купажиста Хуан Аньшуня (黄安), проработавшего более 40 лет на Мэнхайском Чайном Заводе. Именно с его именем часто ассоциируется быстрый успех шу пуэров от БоЮ, которые, как часто говорят, могут конкурировать (уделывают) шу продукцию ДаИ (естественно, в эквивалентном ценовом сегменте), а это многого стоит. Последнее заявление, конечно, является поводом для бурной полемики, но и не принимать его во внимание нельзя. Остается добавить, что с контролем качества у этого завода «нового образца» проблем нет (есть QS и ISO9001:2000).
Пожалуй, пора на «Пенсию». Вернемся к чаю.
Итак, Янлаоцзы - это вот такой кирпич (чжуань) весом 251г.



На упаковке, кроме изображения божества долголетия Шоу Сина, видна дата окончания ферментации – октябрь 2008 год, и дата запрессовки – ноябрь 2009го. Скорее всего, лист там использован года, эдак, 2007го. Стоит оговориться, что выдержанность сырья – лейтмотив шу пуэров от БоЮ, то ли для крутизны, то ли из-за кризиса 2008го, но это плюсик. По существующим описаниям, наша «Пенсия» - купаж на основе примерно 6го (5-7го) сорта. Степень ферментации – высокая.
Смутило состояние бамбукового лыка, намекающего на возможное нарушение условий хранения (сырость). При дальнейших манипуляциях подтверждений этого тезиса не обнаружил - надеюсь, этот темный налет «родной» и шел в комплекте с лыком.
Под ним оказалась вторая упаковка, на сей раз бумажная (в весьма приличном состоянии, без следов подтопления).



Внешний вид самого кирпича подтвердил заявки о сортности (крупный лист) и ферментации (относительно темный цвет). Про облицовку сказать трудно, показалось, что с лицевой стороны кирпичик покрасивее - почек побольше.



Нужно пробовать.
При разделке стало окончательно ясно, что кирпич довольно сильно запрессован. Он неплохо слоится и ломается аккуратными кусочками, но крошится нещадно.



Условия заваривания стандартные, и о них здесь речи идти не будет, да это и не столь важно – главное, чтобы тема чая была раскрыта, а методы индивидуальны.
Еще при осмотре обнаженного кирпича смутил запах, а приготовленная порция заварки это смущение подкрепила –  орехово-финиковая доминанта (самая очевидная) в аромате граничит с затхлостью, это запах парнОй сырой рыбы. Образуется странный, взаимопроникающий (приятно-неприятный) тандем.
Сухой лист, полежав в прогретом чайнике, дал прекрасный богатый запах. Сложный, сладкий, он сшибает орехом+фиником в начале, затем слышны кофе+шоколад, потом вылезают конфетные ноты.
Сделали две промывки. Удивил потрясающе приятный аромат. Обычно, на этой стадии заварка (шу) предстает не в лучшем свете: потеряв аромат согретого сухого листа, готовая к завариванию, она выдает «сырые» ноты, ничего внятного. Но здесь было иначе. Отмытый лист, помимо названной доминанты (орех+финик), дал отчетливую карамель, что-то леденечное, а сзади слышалась "древесность"  - пряная, изящная, как разогретая благородная кора.
В процессе заваривания чай прошел стандартный путь от заварки к заварке.
Отмечу отличный рубиновый цвет (много красного в палитре), настой весьма прозрачный - очень хорошо!



Аромат настоя играл и прыгал – издалека напоминал запах сухого листа, а ближе через орех+финик, рассеиваясь, становился мягким, молочным, как надо.
Раскладывать вкус трудно и не информативно, достаточно сказать, что это Мэнхай в лучшем смысле. Прекрасный букет, сложный, гармоничный. Преобладают орех (не пряный - фундук, арахис) и финик. Что приятно, у чая есть индивидуальность, он не теряется в линейке. Вкус очень сбалансирован, ему присуща мягкость, малая терпкость, умеренные плотность и гань (ощущения во рту несильные). Нет кислости, сладости (тянь) много, но в меру - ожидал больше. Заметен чэньюнь.
Послевкусие приятное, ореховое.
Развар соответствует сортности и ферментации - лист относительно крупный, ломаный (кирпич сильно запрессован), жесткий ("бумажной" консистенции). Цвет темный, в сторону черного. 



Вывод

Мэнхайская родословная (г-н  Аньшунь) определили богатство и качество, а выдержанное сырье - сбалансированность букета и вкуса, красоту настоя и чэньюнь. Высокая степень ферментации также внесла вклад в общую мягкость, сладость, финиковость.
Чай оправдывает ожидания. Его кикер – орех+финик на всех уровнях, который меняется и развивается по мере работы с листом, а рядом скачут конфетные, карамельные, древесные ноты - именно так я запомню "Пенсию". Это достойный пример линейки БоЮ. Сбалансированный, богатый, с выраженной индивидуальностью. С ним стоит иметь дело, и даже если это знакомство не перерастет в долгие крепкие отношения, то, уж точно, оставит приятную память.
P.S.:
Остается открытым вопрос о ценообразовании. Как всегда, индекс жадности отечественных чаеторговцев при местной цене около 680-1000 руб. за кирпич составляет 2-3 (а к тао, наверное, и все 3-4). Такое положение дел ставит в неоднозначное положение конечного покупателя, которого, очевидно, склоняют к разорению. Цена же на YS в 9$ per brick (а на тао еще ниже) однозначно решают ценовой вопрос в пользу немедленного выхода на «Пенсию».
Увидися. S.L.  






1 комментарий:

  1. Первый кирпич подходит к концу. Поскольку для осмысления чай и сложный (содержательный), и простой (много специфического) одновременно, его оценка меняется во времени. Многое из написанного в рецензии уже хочется поправить.
    Хочу обратить внимание на пенсионные особенности. На мой взгляд, отчетливо просматриваются две "сюжетные" линии, проходящие через всё чаепитие.
    Первая - вышеупомянутая мощная ореховоть. Открывается на стадии обнюхивания кирпича в виде "морского" что-ли тона, после чего, развившись в яркую благородную палитру, доминирует в запахе гретого листа и настоя. Очень заметна в букете напитка, послевкусии.
    Вторая особенность - триада карамель-леденец-барбарис. Прыгает вокруг и играет с ореховостью. Отчетливо вырастает в отмытом листе, сохраняется в букете напитка. Граничит с банными тонами.
    Кроме того, отметим:
    Настой очень прозрачен и в палитре много красного - цвет глубокий, яркий, обалденно играет на свету.
    Во вкусе, всё же, много сладости (тянь), при этом напиток очень мягок, нет никакой горечи, почти невозможно добиться кислости. Что примечательно, довольно слаба терпкость - при первом глотке её мало и оттого она не закрывает тянь, она быстро уходит в аккуратную гань. Чай плотный во вкусе (НЕ водянистый) и водянистый ("жидкий", не густой) по консистенции - довольно интересная черта.
    Вывод тот же: оценка чая высокая, он самобытный и очень приятный.

    ОтветитьУдалить